Адам Мицкевич — великий польский поэт!


Адам Мицкевич — великий польский поэт, основоположник школы романтизма в польской поэзии и деятель национально-освободительного движения.
Мицкевич родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье. Его отец, Николай Мицкевич, был адвокатом и принадлежал к мелкопоместной шляхте.
После окончания школы Адам поступил на физико-математический факультет Виленского университета, на котором проучился год. Затем перешел на историко-филологический факультет, который закончил в 1819 году. В то время Мицкевич участвовал в создании и деятельности тайных патриотических молодежных кружков «филоматов» и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), ставшую гимном молодежи, мечтавшей о борьбе за свободу. После окончания университета работал учителем в Ковно (Каунас).
В 1823 году Адам Мицкевич был арестован вместе с группой патриотов и заключен в
виленскую тюрьму, находившуюся в помещении бывшего базилианского монастыря. Пробыв в заключении полгода, он был выслан из Литвы. Покидая родные края поздней осенью 1824 года, Мицкевич не знал, что покидает родину навсегда.
Он пробыл в России до 1829 года. За шесть лет пребывания Мицкевич сблизился с декабристами и видными русскими писателями, в первую очередь с Александром Пушкиным, высоко оценившим его талант.
В Росси впервые были опубликованы «Сонеты» (1826) — с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателей великолепием пейзажных картин, лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине.
В 1829 году А. Мицкевич наконец добился разрешения покинуть Россию и отправился в путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Италию.
В 1830 году Мицкевич пытался присоединиться к участникам Польского восстания, но безуспешно и в 1832-м поселился в Париже, где (с небольшими перерывами) провел большую часть оставшейся жизни. В 1838 году он находился в Лозанне, где преподавал латинскую литературу, а в 1848-м – в Риме, куда приехал, пытаясь заручиться поддержкой папы Пия IX в пользу освободительного движения так называемой «Весны народов».
В Париже Мицкевичу жилось трудно. Постоянных источников доходов не было. В среде эмигрантов начались расколы, вызванные политическими спорами. На протяжении нескольких лет Мицкевич участвовал в общественной жизни, сотрудничал с Литературным («Towarzystwo Literackie») и Национальным польским обществом («Towarzystwo Narodowe Polskie»). В 1833 году был редактором и публицистом журнала «Pielgrzym Polski».
В 1834 году он женился на Целине Шимановской, в браке с которой у него родилось шестеро детей.
После «Пана Тадеуша» Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 году он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841-м поэт попал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 году отстранило Мицкевича от чтения лекций, а спустя семь лет он был отправлен в отставку.
Во время пребывания в Риме в 1848 году Мицкевич создал Польский легион, сражавшийся за свободу Ломбардии. Его цели и программу он изложил в тексте «Свод принципов»(«Skład zasad»). Затем вместе с группой французов и эмигрантов он основал издание «La Tribune des Peuples» с радикальной общественной программой. В результате вмешательства русского посольства издание было закрыто, а Мицкевич после переворота в 1851 голу находился под надзором полиции. Последней патриотической акцией поэта стала попытка формирования Польских легионов для борьбы с Россией после вступления Франции в Крымскую войну. С этой целью он прибыл в Стамбул в сентябре 1855 года, где заразился холерой и умер 26 ноября того же года. Он был похоронен во Франции на польском кладбище в Монморанси. В 1900 году прах Мицкевича был торжественно перевезен в Польшу и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.
Творчество Мицкевича оказало значительное влияние на польскую культуру, литературу и искусство. На протяжении двух веков оно было постоянным элементом литературного образования и патриотического воспитания. Его поэзия оказала влияние на язык и сознание, отразилась даже в разговорном языке. Литература XIX и XX веков полна метафор, цитат и аллюзий на произведения Мицкевича. Его творчество вдохновило таких писателей, как Юлиуш Словацкий, Болеслав Прус, Станислав Выспяньский, Стефан Жеромский. К нему обращаются и поэты современности, такие как Чеслав Милош или Тадеуш Ружевич.
По его произведениям снимали фильмы, ставили спектакли, писали картины и музыку.
Памятников А. Мицкевичу поставлено более сорока, из них пять — в Беларуси.
Самые известные памятники Мицкевича находятся в Варшаве (Циприан Годебский), Кракове (Теодор Ригер), Познани (Василий Вуйтович) и в Париже (Эмиль Антуан Бурдель).
Самые известные музеи, посвященные Адаму Мицкевичу, открыты в Варшаве, Каунасе, Вильнюсе, Смелове (Польша) и в Стамбуле.


culture.pl/ru/artist/adam-mickevich

belarustourism.by

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google

Comentezi folosind contul tău Google. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

Conectare la %s