Поэтесса польского народа


Мари́я Конопни́цкая (Maria Konopnicka)  – одна из популярнейших  польских писательниц, родилась 23 мая 1842 года в  городке Сувалки, в обедневшей дворянской семье. Ее отец, Юзеф Василовский, был адвокатом. Когда Марии было всего 12 лет, её мать, Схоластика Василовска, умерла,  и все обязанности по воспитанию шестерых детей взял на себя отец. Начальное образование она получила дома, затем год проучилась в Варшавском монастырском пансионе, но из-за отсутствия средств его не закончила. В 20 лет она вышла замуж за владельца имения Бронув юриста Ярослава Конопницкого. Он вел широкий образ жизни – устраивал приемы, охоты, балы и не принимал непосредственного участия в восстании 1863 года, но его арестовали  по обвинению в укрывательстве оружия. Выйдя из заключения и опасаясь нового ареста, он вместе с женой и маленьким сыном  уехал в Германию.  Семья вернулась в Польшу  в 1865 году, после объявления амнистии всем бывшим повстанцам.
В 1872 году их поместье было продано за долги, и они переехали в небольшой фольварк
1 Гусин. Именно тогда Конопницкая увлеклась литературой и начала писать.  Революционное брожение в России и Польше оказало сильное влияние на ее творчество. Стихотворение «Зимним утром» («W zimowy poranek», 1870) стало первой публикацией, а вышедший в 1876

цикл стихов «W górach» («В горах») принёс Конопницкой известность, его высоко оценил  Генрих Сенкевич.
Мария Конопницкая писала не только стихи. В 1880 году вышла книга  «Из прошлого. Драматические фрагменты» («Z przeszlosci. Fragmenty dramatyczne»). Каждая из трех частей книги посвящена борьбе с религиозным фанатизмом. Героиня первой части, Гипатия, молодая и красивая женщина-математик из Александрии,  заплатила жизнью за прогрессивные взгляды и независимое поведение. Главный герой  второй части – фламандский врач Везалий, приговорен к смерти за запрещенное церковью анатомирование трупов. Третья часть воспроизводит отречение Галилея от своих убеждений. Но основная тема творчества Марии Конопницкой – жизнь деревенской и городской бедноты. Она пишет о проблемах, которые больше всего волнуют крестьян, – тяжкий труд, голод, болезни, налоги, рекрутчина. Иван Франко в статье, посвященной ее творчеству, отметил, что она «прежде всего поэтесса польского народа, или, лучше, польского крестьянства. Крестьянин и земля, которая его кормит, польская земля являются постоянным центром её мировоззрения…». Уже в первой книге её стихов «Поэзия» («Poezji», 1881) звучит эта тема. Активным инициатором издания книги был Генрих Сенкевич, он написал предисловие к сборнику, в котором писал, что «в этой поэзии содержится душа крестьянина и бьется крестьянское сердце».

Конопницкая занималась и журналистской деятельностью. Она редактировала  журнал для женщин «Мир» («Świt»), в котором печатала свои статьи под псевдонимами Jan Sawa, Marko, Jan WarężЕще она много писала для детей, некоторые из её детских книг и сейчас очень популярны. В 1890–1891 годах вышло  пять книжек с рисунками («Ksiązki Obrazkowe»). Всего она написала  11 сборников стихов и прозы для детей. Параллельно с поэзией Конопницкая писала новеллы, для которых характерна подчеркнутая объективность.
В течение 20 лет увидело свет шесть сборников новелл. 
В феврале 1890-го  Конопницкая  уехала  за границу. Главной причиной ее отъезда из Польши стало психическое заболевание её дочери Елены. Сборники стихов  того времени («Поэзия», 1896; «Линии и звуки», 1897) полны  тоски по родине. Соотечественники тоже ее не забывали – по случаю  25-летия творческой деятельности в 1892 году она получила в дар от благодарных поляков небольшое имение в Галиции. За рубежом она жила во многих странах Европы. Частая смена мест объясняется тем, что Конопницкая сама болела и искала климат, который больше всего ей подходил. Она продолжала писать.
Её по-прежнему занимали темы будущего Польши,  художника и поэзии, крестьянской судьбы. Один из лучших поэтических циклов того времени – стихи, посвященные Италии,  сборники «Италия» и  «Мелочи из путевого
блокнота». В 1908 году она написала патриотическое стихотворение «Клятва» («Rota»), которое стало очень популярным в Польше и рассматривалось в качестве возможного гимна страны. Но главным произведением творчества Конопницкой  стала  поэма «Пан Бальцер в Бразилии» («Pan Balcer w Brazylyi»). Массовая эмиграция польских

крестьян за океан (более 2 миллионов человек) стала  толчком к созданию поэмы. Поразивший Конопницкую рассказ одного из эмигрантов, кузнеца Юзефа Бальцежака, лег в основу произведения. Конопницкая придала эмигрантским скитаниям символическое значение пути народа, обретающего в страданиях и борьбе отчизну. Она считала, что польская поэзия до тех пор не станет действительно национальной, пока рядом с «Паном Тадеушем», который является шляхетской эпопеей, не появится крестьянская эпопея. Работа над поэмой продолжалась почти 20 лет и была закончена в 1908 году, а в 1909-м вышла отдельной книгой.  Это рассказ о польских крестьянах, которые, не в силах больше терпеть нищету, в поисках лучшей жизни отправляются за океан и, претерпев тяжелые испытания, возвращаются на родину. Главный герой поэмы кузнец, пан Бальцер, от лица которого ведется рассказ.

Трудности закаляют его и превращают в мужественного человека,  патриота родной земли.Летом 1910 года тяжело больная Конопницкая вернулась на родину и 8 октября 1910 года умерла в санатории вблизи Львова. В последний путь ее провожали десятки тысяч людей, на её смерть откликнулась писатели Парижа, Берлина, Праги и поклонники ее таланта во всем мире. Конопницкую похоронили во Львове, на Лычаковском кладбище.
В 1935 году на ее могиле был установлен бронзовый бюст.


Прмечание : Фольварк — небольшая обособленная помещичья усадьба

Anunțuri

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s