Ежи Анджеевский – писатель и новатор


2564Ежи Анджеевский (Jerzy Andrzejewski)  — польский писатель, одна из самых интересных фигур в польской культуре ХХ века. Неоднозначный, непостоянный в своих идеологических симпатиях писатель, занятый поиском новых форм в творчестве и ответов на главные вопросы человеческого бытия.

Ежи родился 19 августа 1909 года в Варшаве. Там же, в Варшаве, закончил гимназию им. Я. Замойского. Потом учился на филологическом факультете Варшавского универститета. В 1932 году в газете «АВС» был напечатан его первый рассказ «По отношению к чьей-то жизни». Он еще два года работал в этой газете в качестве театрального рецензента и до 1938 года руководил литературным отделом журнала «Prosto z Mostu». А в 1936-м Ежи Анджеевский  стал членом Союза польских литераторов (СПЛ).

В период оккупации Польши Ежи находился в Варшаве и являлся активным участником литературного подполья — был уполномоченным Делегатуры (Представительство Правительства на Родине — тайный высший орган административной власти в оккупированной Польше ) по делам помощи писателям. После войны переехал в Краков.

Первой книгой Анджеевского стал сборник рассказов «Неотвратимые дороги», а первым вышедшим из-под его пера романом — «Лад сердца». Анджеевский написал это произведение в период своего увлечения религией. Неудивительно, что главный герой священник, а речь идет о пагубных страстях, великой силе добра и Божьей благодати. Роман принес Ежи Анджеевскому известность и считается первым в Европе произведением, которое можно отнести к течению «католического гуманизма».

В 1945 году Ежи Анджеевский вместе с Чеславом Милошем работал над сценарием о Владиславе Шпильмане (польский композитор и пианист), сценарийfull_andrzejewski_jerzy_forum_12_770 был изуродован цензурой, и Милош снял своё имя как сценариста.

В 1946 году Анджеевский  написал свой самый знаменитый роман — «Пепел и алмаз». Когда в 1948-м роман был издан, он вызвал большой интерес и яростные споры. В этом произведении Анджеевский показал яркую панораму жизни послевоенной Польши.  Центральной линией стала история молодого бойца Армии Крайовой Мацека Хелмицкого, получившего приказ исполнить смертный приговор, вынесенный секретарю Польской рабочей партии Щуке. Героя терзают противоречия между верностью солдатской присяге и желанием вернуться к нормальной жизни.

Анджеевского обвинили в фальсификации историии. Рецензенты левого толка критиковали  автора за то, что в его романе не хватает оптимистического видения будущей Польши. Анджеевский прислушался к замечаниям. В 1950 году опубликовал самокритичную статью «Заметка. Признания и размышления писателя», в которой отрекся от своих прошлых взглядов, и заявил, что в результате глубоких размышлений пришел к пониманию истинности марксизма-ленинизма.  В 1954 году Анджеевский переписал роман, внеся в текст мотив классовой борьбы. Именно эта, наиболее лживая версия романа, долгие годы считалась основной и удостоилась максимальных тиражей. Но история знает 5173cdc15711e02ee4bd7862372a680cv1_max_635x358_b3535db83dc50e27c1bb1392364c95a2немало примеров, когда искренно или в силу обстоятельств творческий человек менял идеологию или громко объявлял об этом. Не стоит спешить с осуждением.

В 1958 году Анджеевский написал сценарий к фильму  Анджея Вайды   «Пепел и алмаз» — третью версию одной и той же истории. Фильм стал классикой европейского кино, роль Мацека Хелминьского  прекрасно сыграл Збигнев Цибульский.

В 1955 году Ежи Анджеевский начал новый роман «Мрак покрывает землю», в котором, используя историческую метафору (история разыгрывается в средневековой Испании, где действует инквизиция), автор показал происхождение тоталитарных систем и в некоторой  степени дал оценку собственному прошлому.

Новый роман «Врата рая» считается одним из лучших и самых оригинальных произведений писателя, темой которого стал средневековый крестовый поход детей. Читатель застает героев книги, когда они, следуя к своей цели, исповедуются. Из  исповеди становится ясно, что участников похода объединяет вовсе не желание освободить Гроб Господень, а сложные взаимоотношения чувственного толка. Критики сошлись во мнении, что этот роман компрометирует любую идею, во имя которой люди пытаются предпринимать какие-то совместные действия.

В 1963 году Анджеевский издает книгу «Идет, скачет по горам», очередной удачный роман, повествующий о старом художнике, который после долгого периода творческого застоя вновь обретает вдохновение и возвращается на пик популярности. Прототипом главного героя стал Пикассо, и действие разворачивается  в современной Франции. Автор изобразил самодостаточного художника, преданного искусству и осознающего свое жизненное предназначение.

В первой половине шестидесятых Анджеевский приступил к новому произведению — «Месиво», над которым работал до самой смерти. В романе писатель планировал представить панораму польского общества, судьбы  польской интеллигенции. Новаторское по форме, содержащее биографические элементы, сочетающее художественное повествование с публицистикой, это произведение было попыткой создания нового романа, первым — по мнению некоторых — польским постмодернистским текстом. С выходом книги были связаны различные издательские и творческие сложности, и она была напечатана лишь в 1979 году в самиздате (издательство «Nowa»). Официальным тиражом, в сильно урезанном варианте, роман был опубликован в 1981 году — спустя десять лет после написания. Полная версия «Месива» вышла лишь в 1992 году в Лондоне.

В 1960-х годах Ежи Анджеевский ушел в оппозицию официальной политике и идеологии Польши. В конце жизни был  соучредителем Комитета защиты рабочих и активным сторонником движения «Солидарность».

Умер Ежи Анджеевский 19 апреля 1983 года в Варшаве и похоронен  на кладбище Повонзки.

Sursa: culture.pl; dic.academic.ruwww.peoples.ru

Sursa foto: wuj.pl; culture.pldeutschlandfunkkultur.de

Reclame

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

w

Conectare la %s